Серия А отстала тактически в последние годы
Пять лет назад Арриго Сакки сформулировал проблему: «В последнее время слежу за «Кальяри», которым руководит маэстро Зденек Земан, за «Эмполи» Сарри и за «Сассуоло» Ди Франческо. Эти три команды сами играют в футбол, без заточенной на оборону тактики, не отдавая мяч и территорию сопернику. Они в отличие от прочих не спарринг-партнеры, а настоящие соперники».
На всю лигу было лишь три атакующие нетоповые команды (одна из них – проект старика Земана). Сакки признает, что когда-то отличие Италии от остального мира было плюсом, но сейчас это комплекс: «Футбол зародился как атакующий и командный спорт, но потерял оригинальные характеристики в Италии, которая не любит ничего нового, слишком связана традициями, прошлым и ностальгией».
С тех пор, как Серия А доминировала в хладнокровном прагматичном стиле, мир слишком сильно изменился: почти каждое ключевое преобразование правил было в пользу атакующей стороны, футбол стал более глобальным, идеи распространяются намного быстрее. В таких условиях упрямство и верность тактическим традициям – огромный минус.
Развивая тему в январе 2018-го, Сакки высказался еще жестче: «Италия застряла в 70-х. У нас думают только о победе, а не о храбрости, красоте и эмоциях. Это еще и исторический момент. Италию часто завоевывали, мы играем, как воюем: ждем момента, контратакуем. Футбол – отражение истории и общества. У нас старая страна в экономическом, культурном и моральном кризисе. Нам не хватает новых идей».
Великий Арриго знает, о чем говорит. Новые непопулярные идеи – его специализация. «Милан» Сакки считается одной из 3-4 главных тактических революций в истории футбола. Например, Фабио Капелло выделяет 3 команды, всерьез повлиявшие на развитие игры – «Аякс» Ринуса Михелса, «Милан» Сакки и «Барселона» Пепа Гвардиолы. Арриго повлиял почти на каждого топ-тренера, который играет с четверкой защитников или использует зонный прессинг. Ни один другой итальянец не оказал аналогичного влияния на развитие футбольной тактики.
Синхронность движения без мяча в командах Юргена Клоппа начиналась именно с Сакки. «Мы практиковали несколько режимов прессинга. Частичный прессинг, который скорее был сдерживанием; тотальный прессинг, который был явно нацелен на отбор мяча; ложный прессинг, когда мы претворялись, что прессингуем, но на самом деле восстанавливали силы», – объяснял итальянец.
В общем, Сакки – гений, а любое его слово – тактическая истина. Вернемся к Серии А. Последний вердикт Арриго озвучил по ходу прошлого сезона: «Тренеры используют тактические микроходы и полагаются на индивидуальные качества игроков, чтобы замаскировать коллективный кризис идей. Это не позволяет уровню лиги расти. Он остается прежним. А выигрывает тот, у кого игроки лучше».
Конечно, есть одно прекрасное и серьезное отклонение – «Аталанта» Джан Пьеро Гасперини. Но в глобальном смысле Сакки, конечно же, прав. Чтобы разобраться в причинах, надо понять, что Сакки имеет в виду под футболом из 70-х – кажется, это не оскорбление, а конкретика.
Однажды он описывал тактику этой эпохи в Италии: «Все внимание было на оборонительной фазе игры, но даже там команды играли одинаково – либеро и персональная опека. Атакующая фаза сводилась к интеллекту и мастерству футболистов, плюс помогала креативность «десятки».
Оборонительные приемы с тех пор изменились, а вот в атаке из-за описанной консервативности почти ничего нового нет. Более того, Италия не просто стояла на месте, пока другие отрывались, а регрессировала по очевидным причинам – великие «десятки» закончились, а лига больше не в числе самых богатых и не может приглашать лучших созидателей, чтобы выезжать на их мастерстве.
Показательно даже то, как в Италии используют слово тактика (даже сам Арриго употребляет его именно так). Тактика – только ходы по нейтрализации соперника (только оборонительная часть). Атакующие элементы тактики почти не обсуждают в контексте анализа, а когда обсуждают, называют стилем, философией или идеями.
По этой причине пару лет назад Пеп Гвардиола с трудом сдержал смех, когда итальянский репортер назвал Серию А самой тактической лигой мира. В Италии по-прежнему максимальное количество взаимных тренерских ответов по ходу матчей, часто меняют схемы – та самая нейтрализующая тактика.
Но во всех остальных аспектах Италия проигрывает. А оборонительные ходы при таком низком темпе едва ли правильно считать чем-то выдающимся. Мартен де Рон – железный игрок основы в «Аталанте», но провалился в английском аутсайдере «Мидлсбро». Он прямо говорил, что Серия А для него идеальна, так как скорости в три раза ниже, чем в Англии.
Италия даже больше не самая гибкая страна в плане диапазона схем. Последнее исследование показало, что в Бундеслиге с этим намного лучше. Серия А утратила все фишки, которые ее выгодно отличали. Зато тут полно косвенных подтверждений безыдейности, о которой говорил Сакки.
Например, в Италии чаще, чем в других топ-лигах бьют издали – это не повышает результативность принципиальным образом, вероятно, среди этих попыток слишком много ударов отчаяния. В Англии, Германии и Испании пропорция дальних ударов – 37% (показательно, что во всех лигах почти на одном уровне). В Италии – 41,6%. Это значимое отклонение – почти на 400-500 лишних дальних ударов за сезон.
Второй косвенный признак кризиса – пугающе высокая точность передач. Да-да, этот показатель с подвохом: если он слишком высокий, можно привязать стерильное владение без обострения. Если слишком низкий, упрекнуть в тупом бей-беги. Но снова наблюдаем картинку, где три топ-лиги на одном уровне 78-79%, а Италия заметно выше (81%). На дистанции сезона это важно. Безусловно, трактовать можно по-разному, но версия о безыдейности и стерильности без продвижения вполне сходится с визуальными впечатлениями от матчей – многие команды готовы разыгрывать терпеливо и в теории умно, но почти никто не умеет.
И даже при таком количестве подготовительных передач Италия лидирует по пропорции навесов от числа всех передач – 4,2%. То есть когда мяч все-таки оказывается на чужой трети в Италии чаще, чем в любой другой топ-лиге следует либо удар издали, либо навес. Лучшего определения кризису тренерских идей не найти.
Кажется, скоро все сильно поменяется
Этим летом главная итальянская команда искала тренера с узнаваемым стилем и особо этого не скрывала. Основной альтернативой Маурицио Сарри был Пеп Гвардиола. Мотив «Юве» очевиден: в клубе мыслят глобально, а ассоциация со зрелищем и атакой – важный элемент завоевания новых рынков.
Желание других клубов последовать этому примеру именно сейчас менее объяснимо. Вообще когда все меняется так быстро, не совсем верно искать глобальную причину – это в любом случае стечение обстоятельств. Но картина удивительная: почти каждое назначение – атакующий стильный тренер. Более половины команд собираются строить красоту, даже если это вредит результату (подробнее об этом ниже).
Если все-таки выискивать причины, то вот две самые реалистичные.
Первая – влияние Сарри. Его «Наполи» оказал «Юве» самое впечатляющее сопротивление за последние годы – и доказал, что такой уровень вполне сочетается со зрелищностью. «Даже в Аргентине мы много обсуждали стиль «Наполи». Я видел, как они играли при Сарри. Думаю, он изменил стиль игры в Италии. Но местный футбол всегда был прикован к традициям, поэтому изменения проходят медленно», – объяснял Хуан Себастьян Верон.
Сам Сарри тоже говорил о зарождении тренда (разумеется, не выпячивая собственную роль): «В Италии, несомненно, все изначально думают о результате. Это своего рода культура. Но в последние несколько лет и там тоже ситуация меняется, появляется тенденция играть в увлекательный футбол. В Италии тоже начинают ориентироваться на публику». Возможно, эта неспешная тенденция вышла на пик именно сейчас.
Вторая причина – сборная Италии при Роберто Манчини. Команда играет нетипично смело и зрелищно. Манчини сразу же сделал главным игроком Жоржиньо. Результаты и качество игры заметно улучшились. Сборная всегда в центре внимания – возможно, она вдохновила некоторые перемены.
Стиль лиги важнее, чем кажется на первый взгляд. Доминирование Ла Лиги в Европе в последние сезоны было завязано на философии владения. Короткий отрезок успехов Бундеслиги был связан с прессингом и компактностью, которыми лигу заразил Клопп. Сейчас у Англии микс владения и прессинга – и никто не сомневается, что катализатором процесса стал именно приход огромного количества идейных тренеров. Эти лиги не отстают от трендов, поэтому остаются успешными.
Схожий стиль всех команд – необязательное условие, хотя обычно у лиги сохраняется собственная уникальная черта. А вот наличие того, что Сакки называет идеями, необходимо для стабильных, а не разовых успехов в Европе. Без них, как заметил тренер, возможны локальные тактические битвы, но футбол в стране не развивается.
Это лето похоже на прорыв. Теперь Серия А будет зрелищнее
Вот определение от Сакки: «Я восхищаюсь тренерами, которые всегда играют в свой футбол. Считаю, что таким образом получаешь более ценный опыт, чем в результате попыток разрушить игру соперника. Растет самооценка команды и футболистов; уровень футбольной культуры в стране становится выше. Есть тренеры, чье лидерство завершается после победы. А есть те, кто дает миру новые идеи».
Теперь давайте считать. Первая категория – Маурицио Сарри («Юве»), Марко Джампаоло («Милан») и Паулу Фонсека («Рома»). Эти тренеры идеально соответствуют описанию и возглавили важнейшие для всей лиги клубы. Каждый из них сменил более прагматичного тренера.
Стиль Сарри включен в главную итальянскую энциклопедию как синоним всего прекрасного в футболе. Джампаоло формировался, изучая философию Луи ван Гала, а Сарри лично рекомендовал назначить его в «Эмполи». Фонсека два года назад купался в комплиментах от Гвардиолы и Сарри за стиль «Шахтера» – в том же розыгрыше «Рома» с огромным трудом прошла его команду (даже в Риме у «Шахтера» было 63% владения). Все трое уже отметились фразами о важности стиля для долгосрочных успехов.
Вторая категория – Джан Пьеро Гасперини («Аталанта»), Карло Анчелотти («Наполи»), Роберто Де Дзерби («Сассуоло»). Эти тренеры тоже играют в смелом стиле и соответствуют всем требованиям. Просто они не меняли клуб этим летом. В теории их проекты должны выйти на новый этап эволюции и стать еще симпатичнее.
Третья категория – Антонио Конте («Интер») и Симоне Индзаги («Лацио»). С ними все труднее. Обычно идейный тренер – это атакующий тренер. Антонио и Симоне не относятся к этой категории. Но у их команд есть постоянный, независимый от соперника стиль. Оба почти всегда играют смело (просто необязательно хотят владеть мячом). Неидеальное соответствие, но вполне подходят (особенно учитывая, как многое Конте взял именно у Сакки).
Четвертая категория – Эусебио Ди Франческо («Сампдория»), Аурелио Андреаццоли («Дженоа») и с натяжкой Винченцо Монтелла («Фиорентина»). Идейные тренеры в нетоповых клубах. Ди Франческо, которого Сакки хвалил еще в «Сассуоло», пришел в готовую к умному футболу «Сампдорию». Монтелла (еще по ходу прошлого сезона) вернулся в единственный клуб, где у него получалось играть красиво и эффективно – его «Фиорентину» называли итальянской «Барселоной».
Андреаццоли – вообще самый показательный пример. Его «Эмполи» играл прекрасно, но вылетел из-за невезения и увольнения Аурелио на пару месяцев в середине сезона (уволили, а потом вернули его же). Вместо «Эмполи» в Серии А осталась отвратительно игравшая и забившая на 12 мячей меньше «Дженоа». Следующий шаг? «Дженоа» назначает Андреаццоли. Пожалуй, этот пример лучше всего олицетворяет революцию в лиге. Стиль важнее результата. Качество игры и долгосрочная перспектива заменяют прагматичность.
Подсчет в любом случае субъективный. Но точно больше половины клубов строят интересные проекты с упором на стиль. И в эту категорию так или иначе заскочили все важные для лиги клубы. Почти любая тренерская перестановка этим летом означала приход более яркого атакующего менеджера.
Такого движения в одном стилистическом направлении не было ни в одной лиге уже очень давно. Я вообще не помню, чтобы все так синхронно менялось за такие короткие сроки. Это делает Серию А самым интригующим чемпионатом нового сезона.
Автор Вадим ЛукомскийКомментарии (0) |