Ровно 45 лет завершился очередной, 34-й чемпионат СССР по футболу. Завершился сенсационно - победой "Зари" из украинского города Луганск (точнее, Ворошиловград, как он тогда назывался). О том, как это было, мы вспоминаем сегодня, в юбилейный день...
Путь наверх
"Заря" прорвалась в Высшую лигу союзного чемпионата только в 1967 году. И, кстати, город тогда назывался все-таки Луганском. Эволюцию наименования он пережил невероятную. До 1935 - Луганск, потом до 1958 - Ворошиловград, потом до 1970 из-за участия Ворошилова в антихрущевском заговоре - опять Луганск, потом в честь смерти Ворошилова до 1990 - опять Ворошиловград, наконец, после 1990 - окончательно Луганск.
Так и получилось, что осенью 1966 в Высшую лигу вошел луганский клуб, а чемпионом страны стал ворошиловградский.
В профессиональном футболе (или, как тогда говорили, в "командах мастеров") луганчан мы видим с 1957 под названием "Трудовые резервы". В 1962 они выиграли украинскую зону и прошли во второй дивизион советского футбола (тогда он назывался "вторая группа класса А"). Там провели 3 не слишком выразительных года, пока, наконец, не наступил переломный 1966-й. "Заря" (название было принято в 1964) заиграла уверенно, солидно, вдруг начала во всех матчах выступать "первым номером". Без особых проблем выиграла двухкруговой турнир в своей подгруппе, а потом - финальную пульку, где ей пытались безуспешно противостоять вильнюсский "Жальгирис" и "Политотдел" из города Дустлик (Ташкентская область). И вот она - Высшая лига!
Следующие два года прошли в довольно мучительных попытках самоутвердиться в этой приличной компании. На фоне сильнейших команд Союза "Заря" выглядела заурядно и результаты показывала соответственные. В 1967 заняла 16-е место из 19 возможных, став одной из самых нерезультативных команд чемпионата (всего 27 голов в 36 играх). Год спустя приподнялась до 13-го места (при этом обогнав на одну позицию географического соседа "Шахтер", что было важно в противостоянии партийных кураторов команд Владимира Шевченко и Владимира Дегтярева, затеявших футбольное соревнование не на жизнь, а на смерть). Но и в 1968 "Заря" сохранила фирменный блеклый стиль, понизив число забитых голов до 23. На сей раз - таки меньше всех, меньше даже, чем у занявшего последнее место кировабадского "Динамо"...
"Кто Германа зовет?"
В следующем сезоне "Заря" играла лучше, забивала больше (в отдельных матчах - даже по 3-4 гола) и поднялась до 11-го места. Но все это было не то, что могло удовлетворить "отца команды" Владимира Шевченко. И тогда в городе появился Герман Зонин.
Он уже работал с командой в начале 60-х. Более того - именно он тогда вывел ее во второй дивизион чемпионата СССР. Человек, связанный прежде всего с Ленинградом, Зонин не имел никаких тренерских наград, но обладал фундаментальным образованием в футбольной сфере и разработал свою методику подготовки игроков. Репутация у него в футбольном мире была, а главное - были хорошие отношения с Шевченко. Зонин вообще хорошо общался с людьми, с нужными в том числе, хотя иногда по горячности мог и испортить все. Кредит доверия от партийного босса он получил почти неограниченный. Скорее всего, приглашая Зонина, Шевченко не мечтал о союзном "золоте" - задача выглядела совершенно нереальной. Но поднять "Зарю" поближе к медалям наверняка надеялся.
Зонин это смог сделать уже в первом сезоне. Чемпионат 1970 "Заря" закончила на 5-м месте. Редко проигрывая (всего 8 раз в 32 матчах), по-прежнему мало забивая (всего 27 голов), часто делая ничьи (целых 14), ворошиловградская команда выжала результат, который удивил всех. Да что там - в том году "Заря" стала лучшей командой Украины в таблице чемпионата СССР ("киевское "Динамо" финишировало лишь 7-м, "Шахтер" - только 10-м).
Мало кто рассчитывал, что "Заря" сможет удержаться на такой высоте. Но в 1971 она сделала даже больше - поднялась на 4-е место! Очень надежная игра в обороне (23 пропущенных гола в 30 матчах) и высочайшая функциональная готовность, которую Зонин сумел привить команде, позволяли ей сдерживать атаки любого противника. Если складывалось, конечно - по психологии, команда еще не чувствовала себя на уровне Киева или Москвы.
О тренировках Зонина ходили легенды. Бывший тренер сборной Гавриил Качалин, тогда работавший в тбилисском "Динамо", вспоминал, как, попав на одну из них, был изумлен интенсивностью занятий и просто не верил, что эти люди на следующий день смогут выйти на поле. А те не только вышли, но и устроили его команде настоящий ураган. В системе Зонина важным было не только сделать из игроков "бессмертных", но и доставить им при этом удовольствие. "Главный упор я делал на скорость и увлекательные упражнения. Считал, что каждое из упражнений имеет смысл, если заканчивается ударом и взятием ворот", - говорил тренер. И это работало.
Удивительный год
Перед началом сезона 1972 Зонин должен был понимать, что "Заря" имеет уникальный шанс. Команда была отлажена, доведена до своего функционального пика. Несмотря на неизбежные кадровые потери (например, увели в киевское "Динамо" первоклассного защитника Михаила Фоменко, ушел в московское "Динамо" очень полезный ветеран Йожеф Сабо), хуже, чем год назад, она точно не стала. Просто надо было не терять необязательные очки. Зонин обратил внимание на то, что в обоих предыдущих сезонах в июне команда попадала в функциональную "яму" и несла турнирные потери, которые потом не могла восполнить. Если бы в 1972 этой "ямы" удалось избежать, можно было говорить и о медалях.
Сезон начался сказочно. У себя дома на заснеженном поле стадиона "Авангард" "Заря" разгромила 3:0 действовавшего чемпиона СССР - киевское "Динамо". Это было эффектно, тем более, что киевляне до этого не проигрывали с крупным счетом целых 8 лет. Во втором матче "Заря" "сняла скальп" с другого обладателя союзного трофея - "Спартака" (москвичи тогда владели Кубком СССР). 3:1 - опять 3 гола в одном матче! Неплохо для команды с фирменным защитным стилем, не правда ли?
Старт в чемпионате получился на загляденье - 7 побед в первых 8 матчах при разнице мячей 12-3. 16 мая в адски болевшем Ереване "Заря" "прихлопнула" действовавшего вице-чемпиона "Арарат" 2:1. Потом, правда, последовал спад - 3 матча без побед. Но даже он не смог сдвинуть "Зари" с первого места. Тем более, что за ним последовала серия из трех выигрышей, причем два из них - с крупным счетом (над "Днепром" 3:0 и "Карпатами" 4:1).
14 июля зрелищной гостевой победой 4:2 над московским "Торпедо" ворошиловградцы обеспечили себе "летнее чемпионство". Само лето получилось рваное - из-за участия сборной СССР в чемпионате Европы и Олимпиаде получились два больших внутренних перерыва. 18 сентября стартовала "осенняя сессия". "Заря" начала ее разгромом "Арарата" - 4:0. За последовавший месяц было проведено 6 матчей, их итог - 3 победы, 2 ничьи, 1 поражение. В таблице царил хаос из-за множества пропущенных матчей, но по потерянным очкам "Заря" продолжала оставаться лидером.
Золотая осень
Именно тогда - в конце сентября и начале октября - о чемпионстве "Зари" начали поговаривать всерьез. Назревало что-то невероятное. Прецедента не существовало. Никогда прежде команда областного центра не выигрывала союзное "золото". От "Зари" этого могли ждать меньше всего - но кто мог поспорить с реальностью? "Заря" продвигалась по турниру уверенно и категорически не желала удовлетворять маститых скептиков, уверенных, что рано или поздно выскочки "спекутся" и отдадут титул в более традиционные руки.
Скептики исчезли, как по волшебству, 29 октября 1972. В этот день "Заря" принимала "Торпедо". Чтобы за 3 тура до финиша обеспечить себе "золото", ворошиловградцам достаточно было ничьей. Есть легенда, что перед игрой (по собственной инициативе, понятное дело) в раздевалку гостей пошел договариваться о таком исходе вратарь "Зари" Александр Ткаченко. И вроде договорился - но капитан команды Александр Журавлев эту дипломатию отменил, заявив, что надо биться за победу. В итоге, однако, получилась таки ничья 1:1.
Вообще, некоторый шлейф слухов о "договорняках" за "Зарей" тянулся. Слишком сенсационным выглядел этот успех, чтобы не возникло искушения найти ему какие-то "подводные" объяснения. Говорили о том, что областное руководство массировано стимулировало команды противника, особенно украинские. Доказать никто ничего не смог - да всерьез никто и не пытался. При этом, высокое качество игры "Зари" все равно было очевидным. Да, имел место упадок традиционных лидеров. Да, в более правильном сезоне они могли бы выглядеть посильнее. Но без всяких прочих обстоятельств, "Заря" показывала вполне современную, динамичную, атлетичную игру. Газета "Правда" в присущем себе стиле так описала ее: ""Заря" дала предметный урок остальным командам, лишний раз доказав, что значит серьезное отношение к тренировкам и играм. Азбучная спортивная истина стала в ее руках тем самым "секретным" оружием, которое и принесло команде победу. "Заря" на протяжении всего сезона играла самозабвенно, увлеченно, постоянно проявляя большие волевые усилия. И в этом, как ни удивительно, никто не мог с ней соперничать".
Ровно 45 лет назад, 22 ноября 1972, "Заря" провела последний матч своего "золотого" первенства. Провела уже в статусе чемпиона - с той же командой, с которой играла на старте. С киевским "Динамо". Проигрывая 0:2 и 1:3, все-таки свела матч вничью 3:3, поставив в сезоне принципиальную точку. Ничья, кстати, позволила "Динамо" зацепиться за "серебро"...
"Зарю" чествовали под куполом ворошиловградского цирка, в тот вечер переполненного, как никогда. Еще один слепок эпохи - текст песни, которую в тот вечер исполнил всесоюзно известный солист областной филармонии Юрий Богатиков:
"В Москве и Киеве болельщикам не спится,
Все изменяется на свете, говорят.
Перемещается футбольная столица
В рабочий город Ворошиловград".
Эпилог
Эта удивительная команда долго не просуществовала. Разругавшись с Шевченко, ушел Зонин. Вскоре и самого секретаря обкома сняли, обвинив в крупных финансовых махинациях. Громкое было дело... Команда, материальное благополучие Шевченко обеспечивал любыми методами, начала "валиться". В следующем сезоне - 7-е место, в 1974 - 14-е... Из "Зари" будто извлекли стержень. Ушел в Киев лучший бомбардир Владимир Онищенко. Все кончилось вылетом в Первую лигу - это случилось в 1979. К тому времени чемпионство "Зари", ничем больше не подкрепленное, уже начало покрываться пылью...
Федор Ларин, "Террикон"Комментарии (0) |