Миллион за прошлый год заработали 2 украинских боксера, 2 хоккеиста, 1 теннисист и полтора десятка футболистов. Сегодня| сравнила заработки наших спортсменов сейчас и в 1990-х годах
БОКС: $28,5 МЛН НА ДВОИХ КЛИЧКО
Больше всего из украинских спортсменов по-прежнему зарабатывают братья Кличко, у которых, очевидно, стоят дома в Мюнхене. У их материального успеха две главные составляющие. Главная: они единственные из наших атлетов — в статусе правящих королей в своем виде спорта, причем в денежном виде, супертяжелом дивизионе профи-бокса, и доминируют на протяжении многих лет. Вторая: в отличие от подавляющего большинства боксеров являются сами себе хозяевами — сами организовывают свои боксерские поединки, себе же в карман кладут прибыль. Похожим образом работает еще одна мировая знаменитость — Мэйвезер. А вот Пакьяо уже приходится считаться и делиться с промоутером — Бобом Арумом.
Владимир Кличко летом 2011-го вообще провел рекордный для братьев бой по доходу — заработал за объединительный мегафайт с Хэем на стадионе в Гамбурге $12,5 млн. Больше Володя в 2011-м не боксировал. Зато Виталий провел две "дежурные" защиты — против Солиса и Адамека. Если взять среднюю прибыль таких вечеров бокса, устраиваемых Кличко, имеем $8 млн, умножаем на два, получаем $16 млн. А в сумме на двоих — $28,5 млн.
Вообще, считать заработки боксеров — еще более неблагодарное занятие, чем в других видах спорта. Фиксированных зарплат нет, количество боев может быть самым разным, гонорары — как договорятся. За нетитульный бой среднего пошиба можно заработать пару десятков тысяч "зеленых". Как было в начале 90-х? Бывший боксер Андрей Синепупов рассказывал "Сегодня", что в 1990 году получил за поединок в Австралии $900 и это были очень большие по тем временам деньги. Первый чемпион Европы от Украины Александр Гуров за победный бой в 1995-м заработал не намного больше — $2500, но, как говорят очевидцы, тоже был вполне доволен.
ТЕННИС: ПРОРЫВ ДОЛГОПОЛОВА
Среди индивидуальных видов спорта кроме бокса у нас есть еще миллионер в теннисе. За 2011-й "зеленый лимон" заработал Александр Долгополов ($1 196 499). Для этого ему пришлось сыграть в 30 турнирах. Выиграл один титул (в хорватском Умаге, 72 600 евро), но что денежнее — вышел в четвертьфинал турнира "Большого шлема" (Австралия, 210 000 долларов). Большой прорыв. Саша стал первым украинским теннисистом после Медведева, который за год выиграл более $1 млн.
Именно Медведев больше всех из наших теннисистов зарабатывал сразу после развала Союза. Призовые за 1992 год у Андрея — 335 тысяч долларов. На тот момент огромнейшая сумма. Ведь премиальные за последние 20 лет резко увеличились. Допустим, призовой фонд проходящего сейчас Australian Open — 26 млн, а в 1992 году был всего 4,2 млн.
Но надо уточнить, что миллионером Долгополов стал лишь на бумаге. Ведь большую часть призовых съедают налоги. "Если честно, не считал, сколько получилось чистыми. Думаю, примерно 600 тысяч, плюс-минус 100 тысяч долларов", — признался "Сегодня" Саша после того, как заработал миллион за год.
ДРУГИЕ. В других индивидуальных видах спорта так быстро разбогатеть сложновато. Например в королеве спорта — легкой атлетике, даже став чемпионом мира, особо не пошикуешь. Украинка Ольга Саладуха на ЧМ-2011 выиграла тройной прыжок — это 60 тысяч долларов призовых, плюс 40 тысяч за победу в самой престижной серии "Бриллиантовая лига" и 50 тысяч гривен премиальных за "золото" ЧМ от государства.
А вот в шахматах, наш Василий Иванчук остается в борьбе за миллионы. Украинец отобрался в претендентский турнир, победитель которого в следующем году разыграет звание чемпиона мира. А там на кону, к примеру в 2012-м, 2,55 млн долларов. Победитель получает 60%, проигравший — 40%.
ФУТБОЛ: "ГРЯЗНЫЙ" ЛИДЕР — ТИМОЩУК
Украинским футболистом с самой большой зарплатой сейчас является 32-летний полузащитник "Баварии" Анатолий Тимощук. По нашей информации, речь — о 4,4 млн евро в год. Но это "грязными". Немецкие налоги съедают под 45%. Так что "на руки" получается столько же, если не чуть меньше, чем он получал в "Зените". Хотя самого игрока это не смущает. "Это была мечта его жизни — играть в большом западном клубе", — сказал нам один из футбольных агентов, подтвердив, что лидером по "чистой" зарплате среди украинских игроков можно считать кума и ровесника Тимо Андрея Воронина, которому московское "Динамо", согласно российским источникам, платит в год $3,5 млн.
В Украине самым высокооплачиваемым отечественным игроком агенты называют Андрея Шевченко. Во время его перехода-2009 из "Челси" в "Динамо" The Sun назвала сумму, эквивалентную $3,2 млн. "Вполне реальная. С учетом того, что "Динамо" не пришлось платить за выкуп его трансфера, клуб мог позволить дать высокую зарплату самому игроку", — говорят агенты. По данным одного из них, Артем Милевский получал $1,75 млн летом-2011, но, исходя из условий переподписанного осенью-2010 контракта, сейчас его зарплата может быть на 200 тысяч больше. "Сейчас так же, как когда-то на Милевского, Суркис рассчитывает на Андрея Ярмоленко и, думаю, дал ему зарплату не меньше", — предполагает агент. Однако источник в "Динамо" называет эти цифры преувеличенными. Мол, у Шевы в год — $2 млн, у Мили — 1,5 млн, Ярмоленко — миллион с хвостиком. Да, дескать, у Шевы могли бы быть все 3,2 млн, даже больше — вместе с премиями, если бы "Динамо" успешно играло в ЛЧ. А то, что осеннее продление контракта с Ярмоленко совпало с покупкой им "Мазерати" за $230 тыс., — так молодой ведь...
Из украинцев "Шахтера" самая высокая зарплата, предполагают агенты, у Дмитрия Чигринского — около 1,8 млн евро. Далее идут Селезнев (1,5 млн евро) и Ракицкий (1,4 млн евро). По Ярославу объясняют: мол, два года назад ему дали миллион, но как перспективному могли дать с нарастающей системой — например, плюс 200 тысяч каждый год.
Кроме них среди получающих миллион долларов и больше называют динамовцев Алиева, Гусева, Шовковского, днепрян Ротаня и Коноплянку и Девича из "Металлиста".
ЗАМОРСКИЕ "ЛИМОНЫ"
Надежный путь в миллионеры — попасть в американские профи-лиги, хоккейную или баскетбольную. В НХЛ сейчас двое украинцев — Алексей Поникаровский ("Каролина", $1,5 млн за сезон) и Руслан Федотенко ("Нью-Йорк Рейнджерс", $1,4 млн). В первый год независимости за океаном у нас тоже была парочка игроков, получавшая примерно одинаковую сумму. Дмитрий Христич и Михаил Татаринов зарабатывали около 190 тысяч в год. Немного? Но тогдашняя зарплата во флагмане украинского хоккея "Соколе", где оба начинали, была всего 200—300 долларов в месяц. При этом платили в купоно-карбованцах. Сейчас, по нашей информации, средние зарплаты в лучшем отечественном клубе "Донбасс" — 5—10 тысяч долларов в месяц, а несколько лидеров клуба получают по 25—30 тысяч.
А вот в баскетболе ни один из украинцев за 2011 год заработать миллион не смог. Ближе всех к этому был наш последний энбэашник Кирилл Фесенко. В сезоне 2010—2011 в "Юте" у него была зарплата $1 087 500. Но получается, что половину он получил еще в 2010-м. А летом 2011-го контракт закончился, он стал свободным агентом и за вторую половину года новое соглашение ни с кем не подписал, соответственно, дозаработать до "лимона" не смог. Около полумиллиона, по слухам, за год получает Лищук в испанской "Валенсии". В украинских клубах больше $20 тысяч в месяц получают единицы из отечественных игроков. ЗП до $40 тыс. приписывают игрокам "Азовмаша" Печерову и Дроздову — надо же было чем-то сманить их из Европы, Кравцову ("Донецк") — $25 тыс. А вот в первые годы независимости баскетболисты в лучшем клубе страны "Будивельнике", как рассказал нам один из них, получали максимум до $1000. Опять же, сравним с НБА. У Александра Волкова в "Атланте" в сезоне 1991—1992 было $675 тысяч в год.
ОЛЕГ САЛЕНКО: "В 92-М ЗА ОДНУ ЗАРПЛАТУ Я МОГ КУПИТЬ "ДЕВЯТКУ"
Бывший нападающий киевского "Динамо" рассказал, сколько платили игрокам в первые годы независимости и что не дает Милевскому "залупить" сейчас зарплату в $5 млн
— Олег, сколько получали в киевском "Динамо" в начале 1990-х?
— Сейчас это уже не секрет. Я был одним из первых, кому "Динамо" платило валютой. Когда все начиналось в 1991-м, мне привозили 500 долларов. А в 1992-м у шести-семи ведущих игроков была одинаковая зарплата — по тысяче. У остальных — $500—700. В 1992-м платили уже официально, были контракты. А до того неофициально — тогда еще был Союз и не знали, как эти зарплаты оформить.
— На что хватало той зарплаты?
— Да тогда нормально хватало! Если переводить на рубли, то квартира тогда стоила пять тысяч долларов, машина, "девятка", — тысячу. То есть за месячную зарплату можно было купить авто. Еще не забывайте, что премиальные были почти такие же, как зарплата.
— За победы в матчах чемпионата Украины-92?
— Нет, чтобы это было в чемпионате Украины, я не помню. Но в последнем чемпионате Союза получали по 500 долларов за выигрыш матча.
— А в первом чемпионате независимой Украины? Это же был период безденежья…
— В чемпионате Украины нам не считали нужным платить за победы над командами, которые мы должны были обыгрывать просто так. Для игроков это была, мягко говоря, пародия, а не чемпионат. На тренировках больше выкладывались, чем в матчах ЧУ. Финансово интересной оставалась только Лига чемпионов.
— Там какие были премии?
— (Смеется) Тогда был неожиданный выход нашей команды в групповой турнир ЛЧ. Первый матч квалификации с "Брондбю" в Киеве сыграли вничью 1:1. Но на выезде обыграли датчан 1:0, Паша Яковенко забил. Была эйфория, все уже думали, что все, сезон закончился, уходим в отпуск. А тут — бабах! Надо еще две игры группового турнира ЛЧ сыграть. После матча с "Брондбю" Виктор Безверхий (тогдашний президент "Динамо". — Авт.) зашел в раздевалку и сказал, что удваивает или даже утраивает премии. Размер не помню, но это были не десятки тысяч долларов — где-то по несколько тысяч. А потом еще, как выиграли у "Бенфики", то поняли, что действительно не зря отсрочили себе отпуск.
— Вы тогда, возможно, обзавелись квартирой, машиной?
— Да это и так все у всех было — этим клуб занимался. Нам выдали служебные "Мерседесы"-190-е — клуб закупил. Ну а квартира была просто бонусом за переход в "Динамо": переходишь — тебе обязаны ее предоставить.
— То есть в начале 1990-х на фоне населения вы себя чувствовали очень даже нормально?
— Та вы что… На фоне населения… Тогда ж за пять долларов можно было пол-Киева скупить, погулять… Тем более нам тогда делали пайки бесплатно, полностью снабжали продовольствием.
— На что вы тратили свои заработки?
— На жизнь! Когда молодой, играешь — куда их тратить?! На одежду, на отдых, на все. Это сейчас у молодых игроков есть менеджеры, которые забирают деньги и знают, куда их вкладывать. А тогда куда было вкладывать? Некуда… Но я не жалею. Лихие девяностые — это была другая жизнь и другие мерки всего. Мы пожили в хорошие времена. Такого больше никогда не будет.
— Почему — хорошие? Сейчас бы, наверное, молодой Олег Саленко зарабатывал бы намного больше…
— Трудные была времена, но хорошие — спортсменов уважали. Не было ни власти, ничего, но были люди, личности. Друг с другом общение было. Трудно было, но весело. Сейчас о футболистах рассказывают в ресторанах: да, они приехали, деньги оставили, а так они — никто. А раньше такого не было. Я еще застал времена, когда к "Динамо" было другое отношение… У меня как-то угнали "девятку" — так через месяц назад поставили, под домом. Это было в 1990-м. Вернули после того, как я походил, поговорил… Тогда же у нас все знакомые были.
— Что за знакомые?
— Разные...
— Когда перешли в испанский "Логроньес", наверняка почувствовали разницу между украинскими и европейскими зарплатами. Пропасть?
— Конечно, пропасть! Я убежал из чемпионата Украины… Кто прошел чемпионат СССР, тот меня понимает. Когда сразу все рухнуло, вот эти поля, играть неохота... Нужен был скачок, чтобы не деградировать как футболисту.
— Сколько получали в "Логроньесе"?
— В десятки раз больше. Но это уже личная информация. Там у каждого свой контракт. А в Украине у всех были общие.
— А как в 1992-м платили в других украинских командах?
— Насколько я понимаю, им вообще тяжело было. В "Днепре", может, что-то еще сохранялось. А были команды, еле державшиеся на плаву. Хотя как раз маленьким командам тогда предприятия давали все, что могли, чтобы удержать их в высшей лиге — в кои-то веки туда попали.
— Что думаете о нынешних зарплатах?
— Главное, как заключить контракт и когда он разрывается. Если сейчас попадаешь на разрыв контракта и при этом показываешь игру, то тут уже ты — король. Раньше ж такого не было вообще, чтобы ты мог быть свободным игроком. А сейчас — свободный. Если прешь и у тебя через полгода заканчивается соглашение — можно говорить о любых суммах.
— Говорят, Милевскому, Ярмоленко платят под два миллиона долларов...
— Я так понимаю, что это еще не предел. Если бы Милевский играл и был бы лидером команды, то при продлении контракта можно было бы спокойно и пять лупить. Клубу осилить это легче, чем покупать нового игрока, и платить ему немалую зарплату… По крайней мере, такая практика — в Европе. Но это — если ты ведущий игрок. Проблема в том, что у нас никто сейчас из игроков не растет. И они не могут настаивать на увеличении зарплаты. Им, наоборот, ее могут опускать. Что касается зарплат легионеров в нашем чемпионате, то они, конечно же, завышены. Игрокам, которые по европейским меркам — еще никто, такие контракты дают! В Европе у таких же футболистов — зарплаты в три раза меньше. Поэтому к нам сейчас никто из солидных игроков и не едет. Солидные получают хорошие деньги в Европе. А к нам на хорошие зарплаты едет средний класс.
Имя: Олег Саленко
Родился: 25.10.1969 в Ленинграде
Карьера: лучший бомбардир ЧМ-1994
У Олега Саленко — две золотые бутсы лучшего бомбардира чемпионатов мира. Первую он получил за молодежный ЧМ-1989, на котором в составе советской команды забил пять мячей. Второй, уже в составе сборной России, он удостоился за шесть голов на мундиале-1994. Успел поиграть в Испании, Шотландии, Турции и Польше. Некоторое время был тренером сборной Украины по футболу. Сейчас — бизнесмен и футбольный эксперт.
Комментарии (0) |