Адриано Баккони, бывший футбольный тренер по физподготовке Мирчи Луческу из Пизы и Брешии в интервью изданию "Gazeta sporturilor" рассказывает, как они создали компьютеризованную программу мониторинга футбольных матчей.
Из трубки слышен голос энтузиаста, увлеченного своим занятием. По голосу чувствуется, что Адриано Баккони улыбается, когда вспоминает о Луческу, о Пизе, о Брешии... Сомнение журналиста по поводу изобретения Иль Луче и Адриано Баккони рассеивается на протяжении тех сорока пяти минут, пока длился разговор.
- Господин Баккони, как вы познакомились с Мирчей Луческу?
- В некотором смысле это была любовь с первого взгляда. Прошел уже год, как я находился в Пизе, с которой перешли в Серию А. Мирча Луческу прибыл на следующий год, летом, после чемпионата мира 1990 года. Мне открылся новый мир. Я был тренером по физподготовке, а то, что заставлял меня выполнять Мирча Луческу, было похоже на то, как будто я заново начинал школу. Луческу прибыл с большим энтузиазмом, но для того чтобы создать что-то значимое, ему нужен был союзник.
- Что значимое, и, среди прочего, новаторскую систему анализа игроков? Эта идея была мировой премьерой?
- Абсолютно. Нигде не существовало такого технического средства! Просто никто, абсолютно никто не анализировал компьютеризированным образом футбольные матчи. Мы ее изобрели, начиная с мониторинга встреч, сыгранных "Пизой". Мы были первопроходцами в этой сфере. Концепт анализа принадлежит Мирче Луческу, а потом, с помощью специалистов в информатике, удалось автоматизировать ее.
- Как вы начинали?
- Днем я был тренером по физподготовке, а ночью переходил к тактической работе. Луческу хотел использовать для подготовки и компьютер. Мирча был очень строгим, хотел все изучить досконально, хотел увидеть игру в тысяче ракурсов. Но все делалось вручную, необходимо было собрать слишком много информации. Привлек своих друзей...
- А конкретнее, что именно требовал от вас Мирча Луческу?
- Каждый наблюдал за игроком, записывал все движения, пасы, потерянные мячи, ночью мы обрабатывали эту информацию, а в воскресенье сохраняли все в Excel. Тогда не существовало сегодняшних видеокамер, все было аналоговым. Два года мы были заняты изнурительной работой. Луческу освобождал меня от разных встреч, в том числе от встреч с друзьями, принимал меня дома и давал работу. В 1991 году он уехал в Брешию и взял меня с собой. Там мы попробовали сделать работу более рациональной, более целенаправленной. Особенно учитывая, что у меня уже не было моей группы друзей.
- Так что вам пришлось автоматизировать процесс.
- Мне повезло работать с группой инженеров и специалистов по информатике из Национального центра исследований из Пизы, которые являются лучшими умами тамошнего Университета. Показали им проект. Работы над программой велись с 1991 года и до первых месяцев 1994 года. Были в команде и Джиорджио Пиччиони, журналист, которого позже Луческу взял пресс-секретарем в "Брешию", Франко Филиберто, эксперт по графике, Джулиано Мейни, архитектор и создатель мультимедийных программ.
- Как называлась и что предоставляла собой программа?
- FARM, то есть Football Athletic Results Manager, обладала распознавателем голоса и могла использоваться оператором. Собирали ТВ-хронику со всеми техническими подробностями игры в реальном времени: тип игры, последствия, координаты "x" и "y" игрока и каждую минуту матча. На основании этих данных получили качественный анализ, тактическое распределение, ход игры и маршруты движения. Когда начали использовать монтаж и видеорекордер, анализ становился намного проще. Экономилось время. Таким образом, составили серию отчетов и видеомонтажей. От исследования игры собственной команды перешли к соперникам.
- Вас попросили протестировать программу и в национальной сборной?
- Вначале все было секретно. Потом предоставили великим тренерам, работающим в те годы в итальянском футболе, наши бесплатные услуги. Позже они стали нашими подписчиками. Повторяю, тогда никто больше не делал такого. В 1994 году со мной связалась итальянская федерация, и я работал с Сакки. Тогдашний тренер сборной использовал до чемпионата мира программу, которую мы сделали, чтобы подготовиться к финалу, где Squadra Azzurra сыграла с Бразилией. Игроки опробовали ее в раздевалке, в перерывах и на предварительных матчах. Мы достигли того, что получали информацию в реальном времени, во время проведения матчей! Было такое ощущение, будто мы шагнули на Луну.
- И таким образом вы создали ассоциацию, развивая проект…
- В том же году вместе с Луческу мы учредили компанию и создали программу, которая могла использовать всю собранную информацию. Вложили каждый - и я, и Луческу - по 50 миллионов итальянских лир, примерно 35 000 долларов по тем временам. В сезон – 1994/1995 составили и первую базу данных, которая охватывала все игры того сезона. К нам обратились команды "Лацио", "Ювентус" и "Интер", тренерами которых были Липпи, Земан и, соответственно, Ходжсон. Потом мы внедрили в "Брешии" преемника ФАРМ - Digital Soccer. Перешли к более сложным отчетам. Смогли продемонстрировать эволюцию и производительность игры.
- Почему вы расстались с Луческу?
- Наша деятельность превратилась в большой бизнес. Мы решили с Мирчей, чтобы я руководил компанией сам, после того как он уехал из Брешии. В 1996 году он покинул компанию, а в сезоне – 1997/1998 мы разделились. Он вернулся в Румынию, в команду "Рапид", так?
- Точно.
- Уехал потом в Турцию и хотел, чтобы я вернулся. Однако у меня был слишком большой бизнес. Агентство имело уже 30 сотрудников, и я очень много работал. Все было слишком серьезно, и я не мог покинуть агентство, но я прислал ему ученика, Карло Николини, который научился этой профессии от меня. В 2000 году уступил 60% акций компании "Панини", а после других шести лет продал и остальные акции.
- Вы работали с выдающимися людьми: Анчелотти, Капелло, Липпи...
- С Марчелло Липпи я познакомился в 2006 году, на втором чемпионате с использованием индивидуализированного анализа. Каннаваро, Гаттузо и Тотти готовились с помощью нашей программы. Десятки игроков обратились сразу к нашим анализам. Работали и с "Валенсией", с Бенитесом, который приехал ко мне домой во время свадебного путешествия. Сотрудничал 3 года и с Ле Гуэном из "Лиона"…
- Были и другие предложения из-за рубежа?
- Были и другие команды из Англии и Испании. Помню, что сотрудничал с Clairefontaine. Два года предоставляли исследования для французской молодежной сборной. И Капелло пользовался нашими услугами, а в настоящее время существует 10 компаний в мире, которые основываются на нашей работе, проведенной 20 лет назад.
- На основе идеи румынского тренера...
- Не только идеи. Была работа, которую начал Мирча Луческу. Тренер из Восточной Европы приехал читать нам лекции, это правда! Digital Soccer, нынешняя программа, является дочерью ФАРМ. Я ни в чем не ошибаюсь, когда говорю, что развитие проекта, начатого Мирчей Луческу и мной в Пизе и продолженного в Брешии, является одним из новшеств, которые технологически революционировали мировой футбол.
Кто такой Адриано Баккони
Адриано Баккони (47 лет), обучался на специальности "спортивные науки" в Университете Дижона (Франция). Работал в качестве тренера по физподготовке в "Пизе" и "Брешии". С Мирчей Луческу работал в период 1990 - 1996 гг.
С детства увлекался футболом и исследованием матчей, начиная с настольного футбола.
Используя программу, созданную вместе с Мирчей Луческу, работал с известными тренерами, такими, как Сакки, Липпи, Земан, Анчелотти и Бенитес.
Был ассистентом Марчелло Липпи на чемпионате мира 2006 года, который выиграла Италия.
Комментарии (0) |