Кузнецы славы. Часть 4. Виталий Давыдов
18.06.2010 1351 0
Продолжаем рассказ о наших прославленных хоккеистах. На очереди Виталий Давыдов – один из немногих трёхкратных олимпийских чемпионов в составе сборной СССР.
Есть среди спортсменов такой разряд людей, чьи достижения и рекорды остаются вечными, и повторить их у новых поколений нет никаких шансов. Виталий Семёнович Давыдов – яркий представитель этого спортивного клана. Трижды этот легендарный защитник становился олимпийским чемпионом: подобных результатов добивались лишь шесть человек в истории, а побить их рекорд и вовсе не удалось никому.Вся жизнь Виталия Семёновича была связана с московским "Динамо". Он вместе с матерью Клавдией Ивановной жил рядом со стадионом этого клуба. Отец мальчика Семён Иванович погиб на фронте ещё в 1942-м, а потому семье будущего хоккейного героя приходилось очень нелегко в послевоенное время. Хоккейный путь Виталия начался с коробки на Нижней Масловке, где он гонял по льду шайбу с соседскими мальчишками. В спортшколу же мальчик и вовсе попал по воле случая. Однажды во время игры мимо проходил один из динамовских тренеров Илья Васильевич Бизюков, заметивший щуплого, но резвого парня. Он подозвал Виталия к себе, представился и пригласил в секцию. С тех пор стены стадиона "Динамо" стали для Давыдова родными.
Начинавший форвардом парень стал защитником случайно. Вместе с Владимиром Юрзиновым он прошёл всю лестницу динамовских команд – третья юношеская, вторая, первая, чтобы наконец попасть в главную дружину клуба
Виталий Давыдов - трёхкратный олимпийский чемпион (1964, 1968, 1972), чемпион мира 1963—1971. На чемпионатах мира и Олимпийских играх провёл 72 матча, забил два гола. В 1967 году признан лучшим защитником чемпионата мира. Второй призёр чемпионатов СССР 1959, 1960, 1962—1964, 1971, 1972; третий призёр 1958, 1966—1969. Обладатель Кубка СССР 1972 года. В чемпионатах СССР сыграл 519 матчей, забросил 39 шайб. Награжден орденами Трудового Красного знамени, "Знак Почёта", двумя медалями "За трудовую доблесть", венгерским орденом Труда бронзовой степени.
Не стоит, правда, считать, что этот переход дался динамовцу легко. Молодой игрок был не прочь сыграть жёстко, часто шёл на столкновения, однако его рост и габариты, в отличие от богатырей того времени Николая Сологубова, Ивана Трегубова, Альфреда Кучевского, Александра Рагулина, не вызывали ужаса. Но Аркадий Чернышёв видел в хоккеисте огромные перспективы игры в обороне и не ошибся. Поистине мудрый психолог и великий стратег.
Не имея по-настоящему большой силы, Давыдов изобрёл собственную технику силовых приёмов, которые затем вошли в классику мирового хоккея. Ну а мышечная масса пришла со временем, благо на тренировках Виталий Семёнович выкладывался на 200 процентов. Самоотверженность и целеустремлённость в итоге довольно быстро принесли ему место в сборной СССР, сильнейшей команде мира. Многие эксперты отмечали и потрясающую скорость и маневренность мастера. Вдохновение посещало его практически в каждой игре, и пройти этого юркого техничного защитника считал за честь любой именитый форвард. Давыдов был символом "Динамо" и своеобразной "динамо-машиной" в советской команде. Он заряжал своих партнёров энергией и духом, и за это качество его особенно ценили наставники.
"Любимой" сборной Давыдова всегда была команда Канады – именно против неё он проводил свои лучшие матчи. После них представители "кленовых листьев", как правило, удивлялись, насколько же универсальны советские защитники, блестяще действовавшие не только в обороне, но и в атаке.
Виталий Семёнович всегда доброжелательно относился к журналистам и даже сам долгое время делал стенгазету для хоккеистов. В качестве материала для своей газеты "главред" Давыдов использовал письма с родины, которые присылались в сборную огромными мешками. Часто писали дети, причём с ребяческой непосредственностью требовали шайб в ворота чехов вместо, скажем, конфет или шоколада.
Ну а самый невероятный и героический эпизод в хоккейной биографии Давыдова произошёл в Канаде, во время одного из товарищеских матчей. Вот как описывал тот инцидент Анатолий Тарасов:
"В нашей сборной всегда подбирались удалые и боевые хоккеисты. Но и они были однажды изумлены подвигом — не побоюсь употребить именно это слово — защитника Виталия Давыдова. Дело было в США, в штате Колорадо, где мы встречались со сборной Канады. Во втором периоде центрфорвард Бурбоннэ, видя, что не может честно выиграть единоборство у Давыдова, нанес ему удар клюшкой. Как топором, держа двумя руками, ударил. И пришелся удар по нижней челюсти Виталия. Упал наш защитник, но, увидел, что канадец, подхватил шайбу, один устремился к воротам сборной СССР, вскочил и, прижав левую руку к окровавленному лицу, помчался за ним вдогонку.
Далее произошло неожиданное даже для нас, тренеров, видавших многое. Виталий догнал канадца, выбил у него в падении шайбу и отвел угрозу. Подняться со льда сил у Виталия еще хватило. К борту его уже везли под руки товарищи. А когда подвезли, Виталий потерял сознание. В госпитале поставили диагноз — нижняя челюсть Виталия была сломана в восьми местах. Какую же силу воли нужно было иметь, чтобы, несмотря на адскую боль, броситься не к медикам, а на помощь своему вратарю".
В конце прошлого столетия Федерация хоккея России внесла его имя в список шести лучших защитников в истории страны. В 2004 году хоккеист и тренер был введён в Зал славы ИИХФ и в Зал славы отечественного хоккея. Сейчас трёхкратный олимпийский чемпион возглавляет организацию ветеранов хоккея "Динамо".
Комментарии (0) |