В Саарбрюккене, что в Германии, обнародованы результаты 32 по счету фестиваля Max Ophüls Preis. Фильм немецкого режиссера Якоба Пройса The Other Chelsea - A story from Donetsk назван лучшей документальной лентой, если мне не изменяет он-лайн переводчик.
"Режиссер настойчиво и с любопытством наблюдает за этим микрокосм и умудряется таким образом рассказывать истории складывая их вместе и очень быстро. При этом фильм умело уравновешивается различными перспективами и показывает таким образом, что не бывает только одной, единственной, всеобъемлющей правды. В противоположность часто одностороннему взгляду на Западе, ему удается изобразить актуальную общественную ситуацию, которая богата нюансами и многослойна. Сконцентрированный монтаж и картины, создают пространство для ассоциаций и фантазий, делая фильм пригодным для показа на большом экране", - пишет немецкая критика.
Мои поздравления всему коллективу вообще и Якобу Пройсу в частности!
Якоб впервые приехал вна Украину в 2004 году, когда стал наблюдателем на первом туре выборов в Мариуполе. Юрист, получивший образование в Сорбонне, был поражен событиями, которые ему довелось наблюдать в эти трудные президентских выборов.
Неожиданно выяснилось, что ситуация здесь одновременно и похожа, и сильно отличается от Германии, где один народ был на короткое время разделен политически и идеологически. В то время как на территории государства, которое нынче зовут Украиной, вообще живут очень разные люди, которые к тому же угодили в мясорубку смены социально-экономических формаций.
Якоб говорит, что был потрясен той дикой смесью несвязанных на первый взгляд друг с другом ценностей, верований, взглядов на жизнь и идеями, которые без какой-либо связи пришли на смену коммунистической доктрине. Эти первые впечатления в конечном итоге инициировали долгую и упорную работу, чьим результатом стал фильм Иной Челси: История из Донецка.
Я впервые встретился с Якобом в донецком кафе Легенда летом 2007 года, спустя несколько месяцев после первого визита Пройса в страну, чтобы посмотреть, как у нас говорят, натуру. Он искал контакты местных журналистов, фотографов, операторов. Их имена можно видеть в титрах, моя помощь была чисто коллегиальной, консультативной, минимальной.
"Мы снимали этот фильм два года. То, что "Шахтёр" выиграл Кубок УЕФА, конечно же, станет дополнительной рекламой для фильма, но цель была не в этом - мы хотели показать роль клуба в жизни региона, футбольный клуб как социальный феномен. – говорит Якоб в интервью Комсомольской Правде. - Во время финала в Стамбуле я даже не знал, за кого болеть - с одной стороны, "Шахтёр" - команда, к которой у меня возникла симпатия, с другой стороны "Вердер" - клуб, за который болеет мой отец".
Фильм долгое время не имел названия, проходя под рабочим тайтлом как Другое Челси: Донецкая история. Именно так про него писали и у нас. Якоб не совсем точно понимает разницу в переводе с английского на русский слов Other и Another, а также story и history, но с его слов и объяснений со временем становится понятно, что именно немецкие кинематографисты имели ввиду.
"Проводя параллели с другим европейским клубом, для которого очень многое делает российский миллиардер Роман Абрамович, мы не планировали подойти к созданию нашего фильма, как о футбольном клубе. Если этот фильм о Челси, то совсем о другом, об ином. Местный стадион, как когда-то Колизей, стал местом встречи двух миров, мира богатых и бедных". - говорит Пройс.
"У меня развал СССР никогда не вызывал радости: властные элиты стали ещё богаче, а простые люди как были бедны, так и остались. Если не хуже. И те, и другие приходят на стадион: как люди, которые не смогли найти себя в этой жизни, так и люди, которые в ней очень хорошо устроены; как девушки, которые не знают, что такое вне игры, так и разбирающиеся в футболе болельщики; как богатые, так и бедные; как все протагонисты фильма, для которых стадион просто сцена, площадка, место действия и встречи миров. Это уже не спорт", - утверждает Якоб.
"Вот о двух разных мирах и их представителях это кино, а не о футболе. Мы поначалу даже думали назвать картину Brot und Spiele [то есть парафраз известный у нас как Хлеба и Зрелищ - T], но это слишком на поверхности", - признается Пройс.
Работу над фильмом облегчало знание русского. Пройс выучил его во время альтернативной службы, которую он в течение 13 месяцев вместо службы в армии проходил в школе для умственно отсталых детей и инвалидов Нижнего Новгорода, а также работая в течение нескольких месяцев стажером в представительстве Европейского Союза несколько месяцев в Москве.
"Это не история Донецка, это одна донецкая история, или история из Донецка, как угодно. Мы не собирались делать точный портрет региона, но пытались показать контраст между простыми людьми, работающими в ужасных условиях, и богачами, которые имеют по нескольку немецких машин. Нас интересовал этот социальный феномен, поэтому наши главные герои - это обычные люди, шахтёры, - со своим забавным акцентом живописует Якоб.
"Во время съемок больше всего нас удивило настроение людей. Все знают, что общество больно, но тем не менее уверены, что ничего не изменится. Страшно это видеть и приходится буквально трясти головой! Есть моменты, которые порадовали. У вас люди открыто говорят о системе, и это допускается властью. И поэтому Украина так интересна сейчас для Европы", - не скрывает режиссер Истории из Донецка.
"Удивило, что на Западе во время Оранжевой революции пытаются все время противопоставлять Запад и Восток страны, как добро и зло. Это же полная чушь и настоящая риторика времен холодной войны! Это был еще один из мотивов к созданию фильма, потому как у нас видят об Украине только новости из Киева, которые не отражают точку зрения людей на Востоке", - говорит Якоб.
"Фильм знакомит нас с другой стороной жизни в Украине. Страна поделена на две части. Всем известен факт "оранжевой революции", но существует еще и другая сторона, заглянув на которую мы поняли насколько хрупкой является эта постсоветская конструкция", - говорит режиссер. - Саша, Валя, Лукич и Степанович воплотят дружелюбие и человечность, с которыми я столкнулся на территории бывшего Советского Союза. У них очень своеобразный юмор, уникальные ораторские способности".
"В Украине - серьезные внутренние противоречия. Не каждый, кто жил в бывшем Советском Союзе мечтает идти другим путем, вступить в НАТО, жить в соответствии с западными стандартами и ценностями. Они хотят, чтобы русский язык стал если не государственным, то региональным так точно и панически боятся украинизации", - интригует автор.
"Я встретил Якоба Пройса несколько лет назад через общего друга Себастьяна Хензеля, с которым я сделал документальный фильм "89 Миллиметров", - вспоминает продюсер Штефан Клоос о начале работы над "Иным Челси...".
"Иной Челси также освещает проблему параллельных социальных миров, которые образовались на Востоке Украины после распада Советского Союза. Эти миры объединяются в патриотизме, который базируется на полной уверенности, что с Западом им делать нечего, и в любви к местному футбольному клубу – Шахтёру", - считает продюсер Штефан Клоос.
В 2007 году молодой режисер-самоучка получил грант в 2007 году от Фонда Роберта Боша, и уже в ноябре 2010 года Клоос и Пройс представили свой проект.
Общий бюджет картины составил около 280 000 евро. Итогом работы в поле стали более 80 часов отснятого материала, уложенные в какие-то 87 минут экранного времени. 19 ноября в рамках конкурсной программы XXIII международного фестиваля документальных фильмов в Амстердаме прошла премьера ленты.
В середине января она была показана на фестивале в немецком Саарбрюккене, где была названа лучше в разделе документального кино. В конце месяца Историю из Донецка ждет выезд на фестиваль в Триесте, что в Италии.
Авторы надеются, что картину рано или поздно покажут вна Украине вообще и Донецке в частности. Якоб до сих пор сомневается в том, как именно название картины должно звучать по-русски. Учитывая всё вышеизложенное, я бы посоветовал ему совершенно с этим не заморачиваться. Потому что даже если это будет Донбасс - Арена: Место встречи изменить нельзя или даже Два мира два образа жизни, успех ему все равно обеспечен вовсе не потому, что фильм так провокационно называется.
govorit.donetsk.ua
Комментарии (0) |