— Игорь Михайлович, как вы оцениваете прошедший сезон для «Динамо» в частности и для украинского футбола в целом?
— В прошлом году, по окончании чемпионата, я думал, что следующий турнир будет более живой, более интересный, а те средства, которые мы вкладываем в команды, имею в виду всех собственников клубов, позволят нам сделать чемпионат более привлекательным для зрителей. Но надо говорить откровенно: турнир не стал интересным для болельщиков. Достаточно взглянуть на показатели посещаемости.
Если говорить исключительно о »Динамо», то наше второе кряду чемпионство дорогого стоит. Команда прогрессирует, может, не так быстро, как кому-то хотелось бы, но чудес не бывает. Мы достойно выступили в Лиге чемпионов, сражаясь в каждом матче. Вышли из группы, но, наверное, «Манчестер Сити» был еще нам не по зубам. Ну и говоря откровенно, если вернуться к ситуации двух- или трехлетней давности, мы бы усилили команду. А сейчас, когда в стране война, непростая экономическая ситуация, многие клубы просто прекращают свое существование — мы видим, что происходит в »Днепре» например, всегда считавшимся благополучным клубом, — мы не смогли укрепиться зимой. Если говорить о »Динамо», то причины тут не экономические, а связанные с нежеланием футболистов ехать в Украину.
Поэтому, если отвечать уж совсем конкретно на ваш вопрос, я удовлетворен только тем, как команда выступила в прошедшем сезоне и вторым чемпионским титулом подряд. Могу сказать: не важно, какой селекционной вектор у клуба будет в следующем сезоне — усилимся ли мы опытными футболистами или сделаем ставку на молодых игроков, «Динамо» будет бороться за третье кряду «золото» чемпионата Украины. Этот металл на вкус всегда приятнее серебра.
— Была информация, что после проигранного матча «Шахтеру» во втором круге вы на эмоциях сказали футболистам, что не выплатите им положенного бонуса за победу в чемпионате. Это правда?
— Я сказал, что оштрафую команду ровно на ту сумму, которая была положена футболистам в случае их победы над «Шахтером». Но это ни в коей мере не та сумма, которая была прописана за выигрыш чемпионата. Объясню мое решение: ребята брали ответственность в этом матче на себя. Были мысли отправить на этот поединок резервный состав, но, как сказал Сергей Станиславович Ребров, футболисты основного состава заслужили этот матч своей игрой и отношением. Конечно, никто не отменял и премию за победу. Тем более что соперник принципиальный и серьезный, и премиальные были достаточно высокие. Но в итоге ребята не только не выиграли, но и, по моему мнению, полностью провалили этот матч, подойдя к нему неподготовленными. Не знаю, по какой причине: долго праздновали, накопилась усталость, но факт остается фактом. И самое главное — они не сделали выводов из первого поражения «Шахтеру» в завершившемся чемпионате. Так что ребята должны понимать, что финансовая ответственность ложится на них точно так же, как и на клуб, когда клуб выплачивает им какие-то премиальные.
— КДК ФФУ уже вынес решение по эпизоду Ярмоленко — Степаненко, случившемуся в матче «Шахтер» — «Динамо». Свое мнение вы высказывали до оглашения вердикта дисциплинарного органа федерации. Есть кулуарная информация, что президент «Шахтера» Ринат Ахметов не доволен наказанием, которое понесли участники драки...
— Да мне абсолютно все равно, какая у него реакция на это решение. В свое время я тоже был недоволен, когда несправедливо удаляли Гармаша в матче с »Шахтером», когда во Львове у нас удалили Зозулю, когда два года кряду у »Динамо» отнимали чемпионство. Кстати, я не слышал никаких заявлений от Рината Леонидовича. Я слышал только высказывания, назовем их так, его «сателлитов». Когда я разговаривал с Ринатом Леонидовичем, поздравляя его с 80-летием клуба, он мне не говорил, доволен или не доволен принятым решением, мало или много дали штрафа. По-хорошему, там и Кучеру за боксерский удар в голову надо было пять матчей давать. Да, если вы меня спросите, повторюсь: априори Ярмоленко не имел права так себя вести. Он будет оштрафован. В том числе и клубом. Он об этом знает и воспринимает нормально.
Ярмоленко нашел возможность, я, правда, не знаю, кто был инициатором — сам Андрей, Степаненко или кто-то из руководства Федерации футбола Украины, помириться. Эту тему надо было прекратить муссировать. А не так, как это преподносил главный футбольный телетранслятор страны с двумя великими экспертами — Леоненко и Морозовым, которые делают вид, что все понимают
Кстати, я могу с Леоненко сесть, скажем так, на любой матч любого чемпионата страны — что это будет за игра, не должны знать ни он, ни я. И если при выключенном звуке спустя несколько минут после начала трансляции я назову меньше футболистов, находящихся на поле, чем он, или разберу матч хуже, чем он (пускай будет независимая оценка), то я готов платить Леоненко дополнительную зарплату еще лет десять. Но как, скажите, сегодня может быть экспертом человек, пропивший все свои мозги еще лет двадцать назад, и говорить о великих футболистах, как Шевченко, Ребров, Шовковский? Да тот же Ярмоленко. Это все великие игроки, которые рождаются раз в двадцать лет.
— Мне кажется, Леоненко просто обижен на вас...
— За что? За то, что я его вроде не отпустил? Так ведь предложений не было. Как говорят, архивы не горят. Можем все поднять, обратиться в тот или иной клуб, которые вроде как хотели приобрести Леоненко. Я даже готов понести материальное наказание, если окажется, что я его не отпустил. А так, получается, неудавшийся экспертик пытается что-то нагнетать еще вокруг сборной, за которую будет переживать вся страна. Ну, раз они все знают, то пускай не обращаются ни к моим футболистам, ни к тренерам. Зачем? Ведь они и так все знают. Вот, мы сидим, разговариваем, потому что вас что-то интересует. А эти экспертики и так все знают...
«ДВА ГОДА КРЯДУ ЗОЛОТЫЕ МЕДАЛИ С ДИНАМО ВЫИГРЫВАЛ РЕБРОВ. А РАУЛЬ ЕМУ ПОМОГАЛ»
— Рауль Рианчо в одном из своих интервью высказался довольно жестко по поводу возможного продолжения сотрудничества с « Динамо». Рассказал о том, что поставил вам условие о перестановках в команде. Звучало почти как ультиматум...
— Никаких ультиматумов никто не ставил. На сегодняшний день Рауль Рианчо не является главным тренером команды. Он проделал много хорошей работы. Но он всегда позиционировал себя таким образом, что находится на одном уровне с Ребровым, а может — и выше. Я очень хорошо и с большим уважением отношусь к Раулю, но я могу разговаривать с главным тренером, думаю, понимаете, о чем я говорю. Когда главный тренер поставит передо мной задачу, я буду садиться и думать, как ее выполнить, и постараюсь это сделать. А если тебе поступило предложение уйти в любой другой клуб, то надо просто найти в себе мужество признаться в этом, поговорить, попрощаться и пожать друг другу руки. Что, собственно, мы с Раулем и сделали. Никакого жесткого разговора у нас не было. Он предложил свое видение, я его внимательно выслушал, как очень хорошего специалиста, и могу сказать, что мы будем работать в этом направлении. Там не стоял вопрос, что «Динамо» обязательно надо покупать четырех новых игроков. Нет. Просто говорили о том, что в случае ухода Ярмоленко, Драговича и еще, допустим, нескольких футболистов на их позиции нужны новые исполнители. Так я сам это знаю и понимаю. Другой вопрос: сумеем ли мы в случае ухода этих ребят найти им полноценную замену?
— Нет.
— Вот, и вы на этот вопрос ответили. Поэтому я сказал Раулю, а почему бы не поработать, имея полный карт-бланш, над воспитанием молодых игроков, как в свое время сделал Газзаев, «раскрывший» Хачериди, Гармаша, Ярмоленко. Вот, к примеру, тот же Сидорчук, разве не стал игроком основного состава совсем недавно? Или Рыбалка? Ребятам начали доверять, и все стало на свои места. Сегодня у нас есть уникальная возможность дать шанс тем молодым ребятам, которые отучились в динамовской школе и которым раньше при выпуске доводилось слышать: путь в первую команду закрыт, там купили легионера. А у нас есть Цыганков, Михайличенко. Там есть еще ребята... Ребров, кстати, в позапрошлом сезоне, борясь за чемпионство, не боялся выпускать на поле молодых игроков. В прошлом, видимо, взял паузу. Мне Рауль Рианчо говорит: «Мол, кубковый матч с „Александрией“ показал, что у нас слабый резерв». Но, позвольте, эти игроки находятся, скажем так, под основным составом, получают большие зарплаты. Спасибо, что вы мне показали их уровень. Значит, будет с ними разговор: если так, уступите место молодым, раз вы не можете выйти и поддержать уровень команды. Что, к примеру, удается игрокам «Шахтера», которые вышли со скамейки и нас обыграли. Почему наши игроки так не могут? Тот же Макаренко, например.
— Рауль считает, что у »Шахтера» просто лучше игроки. Вы тоже так считаете? Это, если проводить параллели с финалом Лиги чемпионов, все равно, что утверждать, что футболисты сильнее у »Реала», но игра лучше поставлена у »Атлетико»...
— Мы можем долго спорить, у кого лучше футболисты. У »Шахтера» есть позиции, на которых игроки, возможно, выглядят посильнее наших. Хотя я так не считаю. Да, если бы мы объединили клубы, то получили бы сборную мира для нашего региона — СНГ. Но у нас, я считаю, пара центральных защитников сильнее. Линия полузащиты, учитывая, что «Шахтер» ввел молодого Коваленко, а у нас сдал Гармаш, наверное, у »горняков» посильнее где-то. Линия атаки — у нас есть Мораеш, Теордорчик. Фланги? Тут да, я могу согласиться, что обойма фланговых футболистов у них посильнее, но не более того. Когда они выходят мотивированными, тогда с ними сложно. Но повторю то, что уже не раз говорил: в »Шахтере» работал главный тренер, который умел находить с бразильцами общий язык, а сам клуб — находил молодых футболистов и инвестировал в их развитие, вкладывая немалые средства. Сейчас, когда в »Шахтер» придет новый тренер, посмотрим, получится ли у него находить общий язык с бразильцами.
— Многие воспринимают это как то, что Рауль Рианчо просто выбивает себе новый контракт. Финансовый вопрос имел значение при обсуждении дальнейшего сотрудничества?
— Скажу так: Рауль хотел быть как главный тренер. Но главный тренер у »Динамо» один — Сергей Ребров. И если Рауль Рианчо не видит себя в роли помощника Реброва, полностью отдавшись именно этому участку работы... Главному тренеру должно быть комфортно. Сейчас я слышу о разных предложениях по поводу дальнейшего трудоустройства для Рауля. Но на сегодня это не та фигура для «Динамо», вокруг которой должно быть столько ажиотажа. Повторюсь, Рауль Рианчо — хороший, профессиональный тренер. Но не более того. Два года кряду золотые медали с »Динамо» выигрывал Ребров. А Рауль ему помогал.
— Кто заменит Рауля? Говорили об испанце Висенте, работавшем в структуре «Динамо»...
— Висенте будет работать.
— Юрий Калитвинцев?
— Может быть, Сергей Ребров еще кого-то захочет видеть в своем тренерском штабе. Сейчас он в отпуске, выйдет — поговорим.
— Но кандидатура Калитвинцева обсуждается?
— Со мной никто пока никаких кандидатур не обсуждал. Кроме Висенте, понятное дело. Мы все обсудили, он получил предложение. Ребров сказал, что ему очень комфортно будет работать с Висенте.
«ПОКА Я НЕ ПЕРЕГОВОРЮ С РУКОВОДСТВОМ ВОРСКЛЫ И НЕ ПОЙМУ, КТО И ЧТО ХОЧЕТ, ТЕМА ГРОМОВА ДЛЯ МЕНЯ ЗАКРЫТА»
— Трансфер Александра Гладкого вызвал неоднозначную реакцию...
— Давайте я развею все слухи о том, что мы якобы провоцировали Гладкого, чтобы забрать его в »Динамо». Никого мы не провоцировали. У него заканчивался контракт с «Шахтером», и он еще несколько месяцев назад знал, что соглашение с ним не продлят. Ребров переговорил с футболистом и сказал, что хотел бы взять этого игрока, а Гладкий может составить конкуренцию в линии атаки. Да, зарплата у него немаленькая, но в клуб он переходит на правах свободного агента. И надеемся, что Гладкий составит конкуренцию в линии атаки. Не составит, значит, как поженились, так и расстанемся.
— Александр Яковенко...
— У него не сложилось в «Динамо». Как и было прописано, мы дали ему статус свободного агента. Мы взяли его на пару месяцев посмотреть. Но не хотим экспериментировать, поэтому дали возможность футболисту искать новую команду.
— Насколько реален переход в »Динамо» Артема Громова?
— Я не вел по нему переговоры. Может, Сергей Станиславович с селекционерами что-то проговаривают, но ко мне с предложениями никто не подходил. Пока я не переговорю с руководством «Ворсклы» и не пойму, кто и что хочет, тема Громова для меня закрыта. Я не готов сегодня платить за игрока, у которого осталось полгода контракта и есть задолженность в пять месяцев от предыдущего клуба. Не хочу, чтобы футболист начинал разговор, что, мол, «мне там за пять месяцев остались должны, компенсируйте». Не работает такой подход. На поле докажи, получай премии и зарабатывай.
— Телеканал «2+2» готовит фильм о Милевском. Вы ждете его выхода?
— Конечно. Мне будет очень интересно посмотреть.