Главная › Новости › Спорт остальной
Спорт остальной
Конец эпохи. Экклстоун покинул пост промоутера Формулы 1
25.01.2017 1426 0.0 0

Берни Экклстоун покинул пост промоутера главной гоночной серии мира. 

Что произошло? 

Американская компания Liberty Media, запустившая прошлой осенью процесс покупки «Формулы-1», наконец-то получила все необходимые разрешения от антимонопольных органов, инвесторов и ФИА и вступила во владение гоночной серией. И, как это часто бывает в США, сразу же развила бурную деятельность. В результате важных кадровых перестановок случилось то, чего многие ждали уже давно — бессменный промоутер Берни Экклстоун лишился своего поста и отправился на почетную должность пожизненного президента «Формулы-1». 

«Меня свергли», – сказал об этом сам англичанин. И в одной этой фразе чувствуется обида на ситуацию и новых владельцев. 

Экклстоун в истории 

Жизнь и карьера Берни всегда были связаны с гонками и бизнесом. Едва став совершеннолетним, мистер Экклстоун занялся торговлей запчастями для мотоциклов и даже основал фирму вместе со своим другом Фрэдом Комптоном. Но не забывал о самих гонках — в 19 лет он дебютировал в «Формуле-3». Сейчас многие недолюбливают рента-драйверов, но что бы сказали ненавистники, если бы эти самые пилоты ездили на самостоятельно заработанные деньги, как это делал Берни? И все-таки управлять бизнесом у Экклстоуна получалось лучше — через четыре года его компания стала одной из крупнейших в Британии, а гоночная карьера закончилась крупной аварией. 

После того инцидента интерес к Гран-при у Берни не пропал. В 1957 году, ровно 60 лет назад, англичанин купил свою первую команду «Формулы-1» – «Коннот», – чтобы протолкнуть туда друга, Стюарта Льюиса-Эванса. Именно тогда состоялась последняя попытка эпичного возвращения в пилоты – на Гран-при Монако, – но реальность оказалась упрямой: Экклстоун не прошел квалификацию и в итоге сконцентрировался на менеджменте. Впрочем, через год, когда насмерть разбился Льюис-Эванс, Берни исчез из автоспорта на целых десять лет. 

Он вернулся в качестве менеджера Йохена Риндта, но лишь для того, чтобы через пару лет увидеть, как тот погибает. После Берни купил «Брэбэм», чтобы влиять на спорт, и практически сразу создал Ассоциацию конструкторов «Формулы-1» совместно с Максом Мосли. Именно эта организация стараниями Берни изменила серию и сделала ее такой, какой мы ее знаем сейчас – благодаря многолетней войне с Международной автомобильной федерацией за возможность управлять денежными потоками и регламентом. Когда англичанин все-таки нашел общий язык с ФИА, то получил права на заключение телеконтрактов и распределение доходов. Возможность составлять технический регламент он оставил чиновникам в Париже. 

Тотальный контроль 

С начала 80-х в «Формулу-1» потекли огромные деньги: благодаря телетрансляциям серию стал смотреть весь мир, в чемпионат потянулись крупные спонсоры и автопроизводители. Не отставали и пилоты – противостояние Айртона Сенны и Алена Проста вывело гонки на фантастический уровень, и, разумеется, все это помогло Экклстоуну набить карманы долларами. 

В 1993 году Берни и Макс довершили начатое – Мосли выиграл выборы президента ФИА и предоставил компаньону практически полную свободу действий. Хитрый англичанин собрал все компании, занимающиеся коммерческой деятельностью в сфере «Формулы-1», в одну — и стал ее главой. И это было в его стиле — стать главой всего, лично решать вопросы, просто настаивая на своей цене. В результате в 1999 году Европейская Комиссия уличила ФИА и компании Берни в нарушениях правил конкуренции, вынудила Экклстоуна формально уйти с должности вице-президента ФИА и пересмотреть все контракты. 

Влияние на автоспорт 

Несмотря на жесткость и даже жадность, именно действия непотопляемого англичанина сделали «Формулу-1» той серией, которую мы знаем сегодня. Не скромным европейским междусобойчиком, куда мог попасть, в целом, любой — просто взяв кредит в банке. А целым мировым событием, «Королевой автоспорта», глянцевой и богатой, с передовыми в технологическом смысле машинами и лучшими конструкторами. Именно в его эпоху произошел не один «золотой век» «Формулы-1». Недаром за серию готовы платить прямо сейчас 8,5 миллиардов долларов, а в мире мало кто может представить автоспорт без Берни. 

Просто он делал то, что умеет лучше всего — набивал цену. К примеру, сумма, заплаченная им за «Брэбэм», по разным источникам колеблется от 100 до 120 тысяч фунтов. Продал он команду спустя семнадцать лет уже более чем за 5 миллионов долларов. 

Скандалы имени Экклстоуна 

Такого человека просто не могли обойти самые разные скандалы. Чего стоят сплошные обвинения в коррупции? 

Правда, дело было доведено до суда лишь однажды — несколько лет назад Экклстоуна обвиняли в даче крупной взятки ради ускорения сделки по продаже «Формулы-1» фонду CVC. Сам Берни стоял на версии о том, что он был не злоумышленником, а жертвой – банкир Герхард Грибковски якобы прознал о не полной законности владения Экклстоуном трассой «Поль-Рикар» (через фонд бывшей жены, к которой англичанин формально не имел отношения) и шантажировал его этой информацией. Но в итоге суд получил от Берни 100 млн долларов компенсации и прекратил дело. 

В то же время Высокий суд Лондона признал, что Берни специально занижал стоимость активов «Формулы-1» перед продажей, чтобы поскорее продать серию без участия банков, однако англичанин вышел чистым из зала суда с формулировкой «никто никаких прямых убытков не понес». 

Нельзя забывать и о знаменитом Договоре согласия с командами «Формулы-1». Берни так сильно выкручивал им руки, что «Феррари» в какой-то момент пообещала выйти из серии и сформировать свою собственную, если не получит какую-то большую финансовую выгоду в ущерб более мелким командам. Берни согласился на это, понимая, что без «Феррари» нет «Формулы-1» – и вызвал бурю негодования общественности и других команд несправедливой системой.

После эры Берни 

Сам же Экклстоун и объявил, что его сменит Чейз Кэри — руководитель холдинга Руперта Мердока News Corporation, в который входит в том числе Sky – лидер в области трансляций «Формулы-1».

Это говорит о крупнейшем договоре между медиамагнатами, направленном на продвижение «Формулы-1». Потому такие стремительные шаги по изменению положения в управлении серией уже не кажутся поспешными: нужно что-то делать, пока команды не начали умирать одна за одной, нанося имиджевый вред и снижая стоимость свежей покупки. Возможно, именно внешнее управление «Манора» и бедственное (в который раз!) положение «Форс-Индии», не получившей транш с призовыми заранее, подтолкнули новых владельцев к действиям. 

Думается, вскоре мы можем ждать нового Договора согласия или какой-нибудь помощи командам для облегчения их бремени. Берни умел выжимать из них все — но в какой-то момент он мог перестараться. 

Однако Кэри не будет отвечать за все и сразу. Для человека, не обладающего опытом в гоночной сфере, это было бы не слишком разумно. Потому бывшие полномочия Берни фактически раздробятся. За спортивную составляющую будет отвечать Росс Браун, с которым «Бенеттон», «Феррари» и «Браун» брали чемпионские титулы и который заложил основы успеха современного «Мерседеса». И, если честно, — резюме Росса выглядит даже солиднее двух чемпионских титулов Пике за экклстоунский «Брэбэм». Коммерческая отрасль отойдет бывшему директору по маркетингу ESPN Шону Брэтчесу, который за 27 лет работы скопил большой опыт в организации и продаже трансляций. Хотя ходят слухи, что и этот человек пришел ровно до тех пор, пока Зак Браун не наберется нужного опыта в «Макларене»

Болельщики не первый год мечтали, чтоб «Формула-1» начала меняться — и изменения начались. Новая команда достаточно опытна и успешна, чтобы «make Formula One great again». И, думается, они не будут так же безапелляционны, как мистер Экклстоун. Его эпоха ушла, но он все равно останется для многих фанатов символом бизнесмена от автоспорта.


Комментарии (0)
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]