Андрей ГУСИН: "Мы там, где мы нужны"
22.05.2010 923 0
В одной упряжке с Гаджи Гаджиевым экс-универсал «Динамо» и сборной Украины работает вот уже в третий раз за последние пять лет. К слову, 65-летнего главного тренера «Анжи» один из моих коллег когда-то назвал «доном Кихотом российского футбола». Что ж, с классической ролью Санчо Пансы старший тренер махачкалинцев Андрей Гусин справляется вполне успешно.
Наталкивая на мысль о другом историческом сравнении – с мудрым учителем Амати и его сверхталантливом ученике Страдивари. Впрочем, об актуальности этой метафоры можно будет судить лишь в будущем.
– Андрей Леонидович, – вот так по-тренерски обратился к своему собеседнику корреспондент «СЭ», – когда мы общались с вами в последний раз, вы как раз заканчивали реабилитацию после травмы и допускали вероятность возвращения на поле. А были ли конкретные варианты продолжения карьеры?
– В общем, да, но возникали объективные обстоятельства, которые не позволяли мне играть на предложенных условиях. И дело не только в деньгах, но и в спортивных задачах. Адекватную цену я себе знаю, а по-настоящему достойного со всех точек зрения предложения так и не поступило.
– Как вы к этому отнеслись?
– Абсолютно спокойно. Мысленно я уже давно сосредоточился на карьере наставника, понимая, что мой путь игрока медленно, но верно подходит к концу. Кроме того, я последовательно прошел все ступени необходимого образования, получив тренерскую лицензию категории «А», а затем и Pro-диплом. Так что пути назад, как мне кажется, уже нет.
– Предложение Гаджи Гаджиева о совместной работе в «Анжи» последовало неожиданно?
– У нас сложились хорошие дружеские отношения, которыми я дорожу. Связи с Гаджи Муслимовичем не теряли: при первой же возможности созванивались и делились мыслями и мнениями по поводу значительных футбольных событий. Сотрудничество с таким умудренным наставником полезно для меня по многим причинам. Не скрою, что внутренне я готовлю себя к самостоятельной работе, и на момент появления в «Анжи» у меня уже сформировались определенные принципы относительно возможных событий в команде. Так вот за те несколько месяцев, что мы с Гаджиевым работаем в Махачкале, я уже успел получить новый опыт и скорректировать некоторые из своих соображений. Иными словами, с учетом сложившихся обстоятельств у меня произошла определенная переоценка ценностей. При этом я всегда готов внимать и слушать, принимая любой веский довод собеседника. И это касается любой жизненной ситуации, не только футбола. Человек, который учится какому-либо ремеслу, должен быть гибким. Принципиальность – это одно, категоричность – совсем другое.
– Вас не смутила география нового для вас порта приписки? Жизнь в Дагестане, как я понимаю, имеет свою специфику?
– Пока что беспокоит лишь то, что я никак не могу привезти в Махачкалу свою семью. Изначально планировал, что родные приедут ко мне хотя бы на лето, в конце концов, здесь царит хорошая погода, рядом – море, словом, созданы неплохие условия для добротного отдыха. Но на данный момент все это только в планах, потому что своего жилья в Дагестане у меня до сих пор нет. В клубе мне уже пообещали подобрать подходящий дом, но пока что ситуация не разрешилась, и я квартирую на базе. С одной стороны, дел у нас сейчас невпроворот, работаем по 14-16 часов в день. Но с другой – домашний уют для меня также очень важен.
– Другие обязательства перед вами в «Анжи» выполняются исправно?
– Зарплата чуть-чуть задерживается, но незначительно, и на меня это не давит. Моя первостепенная задача – сконцентрироваться на работе. Мне это интересней.
– И все же не слишком ли резко уровень цивилизации в Махачкале контрастирует с мегаполисами, в которых вы обитали раньше?
– Ну, разумеется, это не Москва и не Киев, но в нашей семье есть своеобразный девиз: «Мы там, где мы нужны». Так что, если брать в расчет то обстоятельство, что я работаю с людьми, у которых могу многому научиться, мелкие неудобства – тот самый минимум, через который я должен пройти.
– В одном из интервью Гаджиев сказал, что вероятность появления Гусина на поле все же не исключена. Но случится это в самом крайнем случае...
– Думаю, без доли юмора здесь не обошлось. Это мы с Гаджи Муслимовичем, выражаясь на футбольном сленге, так слегка друг друга «подтравливаем». Он говорит журналистам, что я могу выйти на поле, а я ему в ответ: «Когда я хотел играть – вы не давали, а когда решил закончить – заставляете» (улыбается).
– Это когда он вам не давал?
– Когда мы работали в «Сатурне». Но это все шуточки, а вообще-то иногда я участвую в тренировках как футболист. Например, когда не хватает игроков для проведения двусторонней игры. В таких случаях появляюсь на позиции центрального защитника, у нас сейчас нет на этом участке хорошего взаимопонимания между исполнителями. А ведь это большая проблема, разрешить которую мы обязаны уже к моменту возобновления сезона, потому что играть в обороне с таким невысоким качеством надежности в дальнейшем невозможно.
– С 65-летним Гаджиевым вы сотрудничаете вот уже в третьем российском клубе уровня премьер-лиги. Между тем, этот опытнейший специалист относится к числу самых прогрессивных тренеров страны. Уже успели ощутить в Гаджи Муслимовиче какие-то существенные перемены по сравнению с тем, каким он был в период вашей совместной работы в «Сатурне»?
– Безусловно, наш главный тренер не стоит на месте. Вы даже представить себе не можете, как долго он способен смотреть футбол! Часами, днями, неделями. Задам вам вопрос. Как вы думаете, в течение какого времени мы анализируем одну игру «Анжи»?
– Сложно сказать… Часа четыре?
– А шесть-семь, не хотите? Включаем запись, смотрим какой-то эпизод и тут же жмем на паузу. Начинаем разбирать, и так до последней минуты встречи! Потом начинаем анализировать следующего соперника. Хорошо, что нам с Гаджи Муслимовичем помогает целая группа тренеров: работы – вагон и маленькая тележка.
– Подбор исполнителей в «Анжи», видимо, уступает тем, с которыми вы с Гаджиевым сталкивались в «Крыльях» и в «Сатурне»?
– Что и говорить, у нас действительно не «Спартак» и не «Зенит». В силу достаточно скромного клубного бюджета нам приходится рассчитывать на футболистов трех основных категорий. Первую составляют молодые и перспективные доморощенные игроки. Вторую – свободные агенты. Наконец, третью – крепкие игроки, которые не проходят в состав сильных клубов. Положа руку на сердце, в Махачкалу приедет далеко не каждый. Что поделаешь, таковы реалии…
– Коллективы из южных регионов традиционно тяготеют к витиеватому атакующему стилю, но качество кадровой обоймы, почти уверен, на позволяет вам вести игру первым номером?
– Вы правы, у нас достаточно много техничных игроков, исповедующих средний и мелкий пас, но в какой-то момент стало очевидно, что нам нужно убыстрить игру, и тренерский штаб пошел на сознательную перестройку. «Анжи» заиграл с двумя форвардами, используя больше длинных передач, потому как создавать голевые моменты с помощью комбинационной игры, команде не удавалось. А ведь нам нужно цепляться за очки, и для этого необходим не только надежный центрбек, но и острый форвард. По большому счету, нужно усиливать каждую из линий.
– Бегло просматривая состав «Анжи», ловлю себя на мысли, что глазу зацепиться практически не за что. Точнее, не за кого. Хотя интересно, как смотрится в «Анжи» один из бывших лидеров запорожского «Металлурга» Дато Квирквелия?
– Он – неплохой футболист, который способен отдать хороший пас, но у Давида заканчивается срок арендного соглашения, и не исключено, что уже в самом скором будущем он вернется в «Рубин».
– Опытный экс-спартаковец Ибра Кебе каши не портит?
– Нет, это нормальный парень и качественный опорный хавбек. Другое дело, что как я уже говорил выше, нам не хватает остроты впереди. А для этого нужны нестандартные исполнители созидательного типа.
– Микроклимат в «Анжи» подходящий или же не обходится без группировок?
– Нет, атмосфера вполне рабочая. Поначалу возникали некоторые нестыковки из-за каких-то старых задолженностей. Но когда их погасили, все нормализовалось. Голова ни у кого не болит.
– Чем, кстати, был обусловлен тот факт, что появившись в столице Дагестана еще в марте, контракт с командой вы подписали только в середине апреля?
– Восток – дело тонкое... В Махачкале были заняты разработкой программы по дальнейшему развитию дагестанского футбола в целом. А президент клуба стал спикером парламента и ушел в политику, ему было не до команды. В связи с этим улаживание формальностей в отношениях с новым тренерским штабом несколько затянулось.
– Вам не кажется, что уровень чемпионата России несколько понизился? Нет, турнирная интрига осталась прежней, но отсутствие суперклубов обедняет чемпионат…
– Мне кажется, вы недооцениваете некоторые коллективы. Наиболее сбалансированным клубом чемпионата я бы назвал «Зенит», который набирает очень мощный ход. На мой взгляд, остановить питерцев будет очень непросто. Хорошей командой считаю двукратного чемпиона «Рубин», но казанцы потеряли массу очков на полях плохого качества в то время, когда в команде был переполнен лазарет. Без Семака, Карадениза и других лидеров подопечные Бердыева почувствовали себя будто обезглавленными. Вот и забуксовали. А еще я бы выделил «Спартак», в котором много очень хороших игроков, и в индивидуальном плане среди них, прежде всего, выделяются бразильцы – футболисты очень приличного уровня. По составу исполнителей красно-белые напоминают «Шахтер». Если южноамериканские легионеры играют энергично и носятся, как заведенные, справиться с ними весьма тяжело, но их главной слабостью, тем не менее, остается нестабильность.
– Не могу не поинтересоваться вашим мнением об украинских легионерах в России?
– Свой последний поединок мы проводили с «Динамо», и по его окончанию пообщались с Андреем Ворониным. Матч он выдал хороший: много двигался, выделялся активностью, опасно атаковал из глубины, ассистировал забившему мяч Семшову.
– Вам не кажется, что с появлением в московском клубе Кевина Кураньи, статус одессита изменится?
– Напротив, я думаю, они составят ударный дуэт. Знание немецкого поможет Андрею облегчить Кураньи адаптацию в России. Что же касается распределения между форвардами игровых функций, то здесь все очевидно. Действовавший на острие молодой Кокорин надежд пока не оправдывает, и его место наверняка займет звездный новичок из бундеслиги. Ну а Воронин любит и умеет играть в оттяжке. Вспомните, именно так он действовал в «Ливерпуле», и в сборной.
– Не так давно я разговаривал с украинским легионером «Сатурна» Евгением Левченко, и он сказал мне, что этой весной в России началась «алиевомания»…
– Скажу главное: то, что Алиев ушел из «Динамо» – результат нестыковки характеров между тренером и игроком. Тем не менее, в лице Александра киевляне потеряли очень квалифицированного игрока, что он доказал своей игрой в «Локомотиве». Я не имею права осуждать Валерия Газзаева, но мне кажется, что с лидером, если это возможно, общий язык нужно искать всегда.
– Вас не удивило приглашение в сборную Украины почти 33-летнего голкипера «Терека» Андрея Диканя?
– Нет, в первой трети сезона он смотрелся весьма неплохо, а несколько матчей вытащил для своей команды чуть ли не в одиночку, и эти подвиги не остались без внимания. Зачем смотреть человеку в паспорт, если он показывает хорошую игру? Для нашей сборной каждый игрок на счету, несмотря на возраст. Вспомните, как дебютировал в главной команде страны Александр Горшков!
– Финал украинского Кубка смотрели?
– Конечно. В целом, матч очень понравился. Рад за наставника «Таврии» Сергея Пучкова, которого знаю лично. Хочу поздравить его с созданием хорошей команды и отдам должное «Металлургу», чья игра фрагментарно также отличалась высокой степенью качества.
– Как дела у Гусина-младшего? Андрей Андреевич продолжает верстать футбольное мастерство в столице Украины?
– Да, он тренируется в школе «Динамо» со сверстниками 1996 года рождения. Правда, недавно у сына прихватила спина, но трудится он усердно, так что, можно сказать, мы готовим его к карьере в большом футболе.
Михаил Спиваковский, «СЭ в Украине»
Комментарии (0) |